Основные функции Центра здоровья:
— Информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах и привычках;
— Формирование у населения принципов «ответственного родительства»;
— Обучение родителей и детей гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек;
— Оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;
— Разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста;
— Групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни;
— Профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких;
— Обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;
— Консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
— Осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.
Главная задача центра здоровья — обследовать несовершеннолетних, выявить факторы риска по развитию заболеваний, в том числе социально значимых, и при необходимости акцентировать на этом внимание лечащих врачей и родителей (законных представителей несовершеннолетнего).
Прием и обследование в центре здоровья осуществляется бесплатно (безвозмездно) для несовершеннолетнего или его законного представителя.
В Центре здоровья на основе современных технологий и оборудования проводится обследование детей и подростков следующих категорий:
самостоятельно обратившихся, в том числе детей 15-17 лет;
детей, у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями или другим законным представителем;
детей, направленных ЛПУ по месту прикрепления;детей, направленных медицинскими работниками образовательных учреждений;
детей, направленных из стационаров после острого заболевания.
В центре здоровья для детей проводится комплексное обследование, включающее: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, определение глюкозы в крови, комплексную, детальную оценку функций дыхательной системы, оценку состояния гигиены полости рта.
После проведения комплексного обследования ребенок осматривается врачом-педиатром центра здоровья для детей.Врач-педиатр на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании проводит оценку функциональных и адаптивных резервов организма ребенка, определяет наиболее вероятные факторы риска, с учетом возрастных особенностей составляет ребенку индивидуальный план по здоровому образу жизни.При необходимости врач-педиатр рекомендует ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям) динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья для детей.В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач-педиатр центра здоровья для детей направляет ребенка в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.На каждого ребенка заполняетсяучетная форма N 002-ЦЗ/у-2 «Карта здорового образа жизни ребенка»), которая по желанию ребенка (родителей ребенка или других законных представителей) выдается на руки.
В Центре здоровья установлено следующее оборудование:
— Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров физического развития.
— Экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей (электрокардиограф как компьютеризированная система скрининга сердца).
— Аппарат для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный, который позволит оценить состояние бронхолёгочной системы при заболеваниях и курении).
— Биоимпедансметр для анализа внутренних сред организма (прибор, позволяющий определить процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани, что особенно важно при избыточной массе тела и ожирении для оценки риска возникновения нарушений обмена веществ, сахарного диабета и артериальной гипертонии, а также при наблюдении за динамикой снижения массы тела при похудании).
— Экспресс-анализатор для определения глюкозы в крови (прибор, который позволяет за несколько минут определить важнейшие параметры углеводного обмена в организме).
— Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина, который позволяет оценить степень нарушения газообмена при заболеваниях лёгких и курении, а также риск формирования дыхательной недостаточности и нарушения транспорта кислорода кровью.
— Пульсоксиметр (оксиметр пульсовой) для контроля за состоянием кровообращения (пульс) и насыщения артериальной крови кислородом в процессе тренировок.
— Комплект оборудования для зала лечебной физической культуры, включая весы медицинские с ростомером, динамометры для определения силы мышц кистей рук, тонометр для определения артериального давления, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гребной тренажер (имитация гребли).
— Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни.
В Центре здоровья работают следующие школы здоровья:
— школа основ здорового образа жизни;
— школа профилактики заболеваний костно-мышечной системы;
— школа избыточного веса;
— школа профилактики табакокурения.
В течение всего календарного года центром здоровья предусматриваются выездные формы работы, в том числе осуществляются, по согласованию с администрацией образовательных организаций, выезды в детские сады, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, а в летнее время — в детские оздоровительные лагеря и летние площадки при школах с целью обследования несовершеннолетних и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.